Полезные советы родителям


КАК НАДО ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД

  • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
  • Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
 Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
 Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
 Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
 Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
 Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
 Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • в яслях - 7-10 дней
  • в детском саду в 3 года - 2-3 недели
  • в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

 Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
 Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

АДАПТАЦИЯ-ЭТО ВРЕМЕННЫЙ СТРЕСС И ПОТЕРЯ ИММУНИТЕТА У РЕБЕНКА

Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад "скрытым сопротивлением". Попросту - начинают часто болеть. И самое распространенное объяснение, которое состоит в том, что дети "подхватывают" простуду друг от друга - лишь одна из причин.
Но прежде всего малыши начинают болеть просто потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой... Наконец, очень часто именно перед походом в садик дети получают полный "комплект" прививок, что тоже негативно отражается на состоянии защитных сил организма.
 Так что, вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша. В детском саду воспитатели тщательно следят за тем, сухая ли одежда у малышей.

 Внимание! Не забывайте оставлять в садике полный комплект запасной одежды для малыша. Как защитить ребенка от простуд? Ну, конечно же, закалять!
 Обливаться, ходить босиком, не кутать, помнить, что, если вы мерзнете, это еще не означает, что ребенку тоже холодно. Для того чтобы здоровый образ жизни малыша был совсем уж совершенным, к водным процедурам и хождению босиком (и вообще отказу от перегрева!) добавьте гимнастику и, по возможности, массаж. Весь "оздоровительный комплекс" вы можете обсудить с детским врачом.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ

Если ваш ребенок сейчас именно в таком возрасте - от двух до трех лет, - примите во внимание приведенные ниже советы.
Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но - и это очень важно! - когда он по своей доброй воле берется за одежду и старается надеть ее сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!
 Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
 Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.
 Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
 Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие "уроки": самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.

ПОЧЕМУ ВАШ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ ПРИ РАССТОВАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ

Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания.

  • Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
  • Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в магазин за покупками ", или "Я иду на работу печатать на компьютере"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
  • Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
  • Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем Анной Григорьевной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".
  • Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, КОГДА МАЛЫШ НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

КАК ИЗБЕЖАТЬ СЦЕН И МАНИПУЛЯЦИЙ

 Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями.
 Победить "сцены" помогут "ритуалы"."Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

Например, уходя, мама всегда:

  • на три минутки берет малыша на руки
  • целует и говорит, куда уходит и когда придет
  • просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.)
  • говорит "спасибо" и "пока-пока"
  • если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться
  • передает ребенка тому взрослому, с которым он остается
  • уходит.

 Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Фразы, которые ухудшают ситуацию

  • "Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский садик (с детками играть), почему ты теперь не хочешь оставаться?"
  • "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!"
  • "Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!"
  • "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!"
  • "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!"

 Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОБИРАТЬ СВОИ ИГРУШКИ

Этот навык, по большому счету, не из первостепенных, но все-таки желательно, чтобы он уже был в "багаже" малыша, который отправляется в детский сад. Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да и "влияние коллектива" делает свое дело. Но если в домашней жизни малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка протест.
 Кстати, существует точка зрения, согласно которой от ребенка вообще нельзя требовать порядка в игрушках. И не только потому, что он по малолетству не способен его соблюдать, но прежде всего потому, что взрослые, родительские представления о порядке чужды его природе, возрастным особенностям психики. Требование "держать все на своих местах и не разбрасывать вещи где попало" тормозит развитие творческого потенциала малыша, угнетает его исследовательскую активность. Ребенок развивается по вселенскому, космическому закону: вначале его мир - это первобытный хаос, который он затем начинает упорядочивать.
 Бесспорно, в этой теории есть доля истины. Ваш взрослый порядок, когда все "по полочкам", малышу действительно не нужен и не интересен. В таком упорядоченном извне мире не остается пространства для творчества. Но возникает вопрос: как совместить потребность юного творца в первобытном хаосе с потребностью родителей все-таки где-то жить?
 Приходится искать компромиссы. В идеале у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно - хаос так хаос, - и пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений безопасности. В реальной жизни отдельная детская - роскошь, доступная далеко не всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту территорию, что имеется в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана - специально для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен "домик", и там маленький хозяин может убирать только то, что считает нужным.
 В детском саду, скорее всего, не будет и компромиссов. Детей много, игрушек мало (и потому их нужно хоть немного беречь), у воспитателей - свои представления о том, что правильно, а что нет. К тому же они просто живые люди, и работать в условиях хаоса, учиненного пятнадцатью "творцами", обычно не соглашаются. Наконец, три-четыре года - это тот возраст, когда ребенку уже и в самом деле пора переходить к "упорядочиванию"; в противном случае он вырастет не столько художественно одаренной личностью, сколько банальным неряхой.
 Так что вопрос об уборке, так или иначе, возникает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего крошку "отдрессируют" в садике, начинайте... играть. Да, именно играть, а не шпынять, приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться - кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: "Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть". Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.
 Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои "домики".

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬСЯ И НЕ ДАВАТЬ СЕБЯ В ОБИДУ

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, что такое "мое" и что такое "чужое". Он не умеет проводить границы, весь мир для него - "мое"! Он может хватать все, что покажется ему привлекательным, не только в песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему. Вещи, которым не следует попадать в детские ручонки, вы старались просто держать подальше от него.
 Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы собственности и "распределения благ" в садике вообще очень часто обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны, малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из - за чего обычно разыгрываются целые баталии... Итак, начнем обучать малыша проведению и соблюдению границ. Как только кроха выбирается из коляски и приступает к играм в песочнице, в его жизни появляются понятия "своего" и "чужого".
 Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за "агрессивное" поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача - помочь ему в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой детской площадке можно увидеть и такую маму.
 Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его - с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении - добрые намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а мама "жертвы", желая воспитать в своем малыше хорошие душевные качества, говорит ему: "Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку, пусть поиграет!". Если вы действительно хотите позаботиться о будущем своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой "дар"! И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки.
 Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, - умение выражать свои желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова "дай!" и "на!", а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: "Давай попросим. А что мы дадим мальчику?". Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если "сделка" не состоялась, не затягивайте "переговоры", в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.
 И пожалуйста, забудьте слово "жадный"! Никогда не употребляйте его в отношении своего, а тем более чужого ребенка. В полтора и даже в два года ребенок не умеет делиться с другими. Если он без протестов отдает другим детям свои игрушки, то так происходит не потому, что он очень щедрый, а потому, что ему все равно - он может одинаково спокойно отдать свое и отнять чужое. А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить себя: у малыша формируется чувство собственности! Раз он начал проводить границу вокруг "своего", значит, вскоре на карте его мира появится и "чужое", ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и постепенно приучится с уважением относиться к собственности других детей.

Я ВСЕ УМЕЮ ДЕЛАТЬ САМ

Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни.
 Надо сказать, что два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.
 Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.
 Вам трудно в это поверить? Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного - не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он "маленький и ничего не умеет"!
 На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все - таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.
 Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) "на самостоятельность". Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не "давай я сделаю сама!", а "посмотри, это делается так"). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.
 С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
 Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
 Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

  1. творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам
  2. конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
  3. избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

 Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны
  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца(или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик

 Для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша в коллектив. Немаловажен профессионализм воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. И, конечно, очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПО АДАПТАЦИОННОМУ ПЕРИОДУ ВАШЕГО РЕБЕНКА

 Адаптация ребенка к детскому саду, а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. С приходом в детский сад происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п.
 Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее. Тут на помощь придут советы психолога.
 Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, психологом, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Им следует установить с ними контакт, узнать об условиях пребывания детей в дошкольном учреждении. Со своей стороны ознакомить специалистов с привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о характерных чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах, — это поможет впоследствии считаться с ними.
 Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора. Здесь проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
 Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети не стали свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Это скажется на их настроении. Психолог советует родителям приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.
 В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 30-50 минут. Постепенно увеличивая время в зависимости от индивидуального эмоционально - психологического состояния ребенка.  Рекомендации психологов следующие: около недели - забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
 Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке.
 В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
 Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам.
 Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
 Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за капризы. Когда малыш будет не в садике, постарайтесь уделять ему максимум внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ-ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА

 Родителей часто интересует вопрос, когда же первый раз нужно показать ребенка логопеду, ошибочно считая, что в его функциональные обязанности входит лишь исправление нарушенных звуков. Мы рекомендуем сделать это в возрасте 1 года, когда уже можно выявить задержанный темп развития речи и определить предпосылки дальнейших речевых нарушений.
 Логопед изучит развитие таких процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, что является психологической базой для развития речи. Определит, нарушено ли понимание обращенной к ребенку речи, уровень развития его мелкой и общей моторики, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме. Очень хорошо, если с момента рождения мама ведет дневничок развития своего малыша, опираясь на информацию которого, специалист может оценить процесс формирования речевой деятельности, выявить нарушения в развитии речи. Кроме того, мама получит всю необходимую информацию о нормативах речевого и психического развития, а, в случае необходимости, уже в этом возрасте можно приступить к играм-занятиям со специалистом, заниматься дома по индивидуально составленной программе. Эти занятия направлены на развитие мышц артикуляционного аппарата (упражнения для губ, языка, нижней челюсти), развитие речевого дыхания, фонематического слуха, расширения словарного запаса и речевой активности.

Среди причин, приводящих к нарушениям развития речи, можно выделить основные:

  • Недостаточность речевого общения с ребенком
  • Неблагоприятные условия воспитания
  • Психические травмы
  • Инфекции, интоксикации (период беременности, родов, послеродовой период)

 Нарушения слуха (ребенок неадекватно реагирует на звуки и разговорную речь, избегает общения, не может определить источник звука, речь монотонна, развитие голоса прекращается на этапе вокализов). В данном случае необходимо обратиться к ЛОР-специалисту.
 Неврологические нарушения, когда необходимо лечение, назначенное специалистом-неврологом.
 Таким образом, еще раз подчеркну необходимость своевременного обращения к специалисту, т.к. уже первый визит позволит сформировать необходимый диагностический комплекс, в результате чего будет установлена причина неправильного развития речи, назначено необходимое лечение, на фоне которого будет проходить коррекционная педагогическая работа. Многие дефекты и нарушения развития речи исправимы, но, помимо медицинской помощи, требуют большой затраты времени, сил, терпения и любви к малышу.

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ ГРИППА

Грипп - массовое инфекционное заболевание известное с давних времен. Впервые грипп еще описал Гиппократ. Возбудителями болезни являются вирусы 3 типов (А, В, С). Гриппом болеют повсеместно и круглогодично, однако пик заболеваемости приходится на зимне-весенний период. Во время эпидемий заболеваемость гриппом повышается в 10-20 раз, увеличивается число тяжелых форм и возрастает смертность.
 Симптомы. Заболевание протекает с повышением температуры тела до 38.5-40 С и выше, с признаками выраженной интоксикации (сильной головной болью, ломотой во всем теле, снижением аппетита), с сухим кашлем, болями за грудиной. В тяжелых случаях могут отмечаться менингеальные симптомы, бред, галлюцинации, нарушение сознания, судороги; возможны носовые кровотечения, мелкие кровоизлияния в области лица, шеи, верхней части туловища. Если присоединяется бактериальная инфекция, даже при нетяжелых формах гриппа могут развиваться гнойные осложнения: отиты, синуситы, ларинготрахеобронхиты, пневмонии. Из осложнений со стороны нервной системы следует отметить поражение мозговых оболочек и вещества головного мозга (менингит, энцефалит).
 Гипертоксическая форма гриппа протекает с внезапным началом, молниеносным течением и, соответственно, высокой смертностью.
 После перенесенного гриппа, особенно тяжелых форм, длительно (в течение нескольких недель) сохраняется постинфекционный астенический синдром: ребенок быстро утомляется, становится капризным, у него нарушается сон, ослабляются внимание и память.
 С целью повышения устойчивости организма ребенка к гриппу проводят неспецифическую сезонную профилактику, которая включает применение в осенне-зимний период поливитаминов, препаратов растительного происхождения (эхинацеи, элеутерококка, женьшеня), интерферона, а также смазывание слизистой оболочки носа оксалиновой мазью.
 Для профилактики гриппа после контакта с больным в семье, детском коллективе рекомендуется использовать интерферон лейкоцитарный человеческий (по 3-5 капель в каждый носовой проход 4 раза в сутки).
 Для того чтобы не находиться в постоянном напряжении и ожидании начала эпидемии, целесообразно перед началом сезонного повышения заболеваемости гриппом провести специфическую профилактику, то есть сделать прививку. Прежде всего, прививка против гриппа необходима детям, которые больше других рискуют заболеть, - дошкольникам и школьникам, страдающим хроническими заболеваниями, часто болеющим ОРЗ. После введения вакцины против гриппа иммунитет формируется через 10-14 дней, поэтому вакцинацию рекомендуется проводить осенью, заканчивать за 2 недели до предполагаемого начала эпидемии. Привитые дети в редких случаях могут заболеть гриппом. Однако заболевание у них протекает не тяжело, а риск развития осложнений минимальный. Противопоказаниями для применения всех вакцин против гриппа являются аллергия к белкам куриного яйца, отмечавшиеся в прошлом аллергические реакции на любую гриппозную вакцину, тяжелые прогрессирующие заболевания нервной системы.

 Обратитесь к врачу, если у ребенка появились симптомы гриппа!

НАСМОРК И КАШЕЛЬ

В настоящее время погода оставляет желать лучшего. В такую погоду дети и взрослые подвержены острым респираторным заболеваниям. Практически все респираторные заболевания вызываются вирусами и протекают они с известными нам всем симптомами: кашлем, покраснением горла, головной и мышечной болью, недомоганием, подъемом температуры, насморком.

 Насморк и кашель являются защитной реакцией организма.

 В первые дни болезни из носа, как правило, все "течет", но через 2-3 дня слизь начинает густеть, и количество выделений уменьшается. Если насморк инфекционный, то у малыша появляется температура, слабость. Если неинфекционный, то ребенок постоянно чихает, у него чешется нос. Если ребенок чихает и есть другие симптомы заболевания, посещать детский сад не рекомендуется, так как могут заразиться другие дети, а у самого ребенка могут возникнуть серьезные осложнения - отит, гайморит, фронтит.
 Режим больного ребенка должен зависеть от его состояния. Если есть температура, слабость, ломота в костях, - ребенку лучше не вылезать из-под одеяла. А если через пару дней после прекращения жара малыш чувствует себя нормально, можно вернуться к обычному режиму дня. Температуру в комнате лучше поддерживать на уровне 20-21 градусов, частые проветривания облегчают дыхание и уменьшают насморк. При обычной респираторной вирусной инфекции через неделю ребенок может вернуться в детский сад, в это время он уже не заразен для окружающих.
 Одним из проявлений инфекции часто бывает потеря аппетита. Если ребенок не хочет есть, не надо настаивать. Лучше попробуйте приготовить что-нибудь из его любимых блюд. Рацион выздоравливающего ребенка должен быть богат хорошо усвояемым белком, витаминами, жирами растительного происхождения. В острый период заболевания необходимо больше пить. Это могут быть морсы, чаи, овощные отвары. Очень полезно заваривать ребенку следующие фиточаи, например, из травы зверобоя, березовых почек, цветков ромашки аптечной, цветков календулы, листьев черной смородины, цветков липы. Но будьте осторожны. Важно облегчить дыхание у ребенка через нос. Если выделения из носа очень сильные, можно закапать сосудосуживающие капли. При выборе капель необходимо учитывать возраст ребенка и правильно подобрать концентрацию раствора (обязательна консультация педиатра). Не раздражает слизистую оболочку носа физраствор (однопроцентный раствор поваренной соли), его можно использовать с начала заболевания, но особенно он эффективен в период загустения слизи.
 Нос "внутри" имеет сложное строение. Чтобы капли попали во все носовые ходы и носоглотку, лучше их закапывать в положении лежа на спине, при запрокинутой назад голове. Еще более эффективно использовать не капли, а дозированные спреи, которые орошают всю слизистую оболочку и в вертикальном положении. Если из-за частого сморкания возникло покраснение в области носа, в области верхней губы, можно использовать мази. Их надо нанести на раздраженный участок кожи очень аккуратно, чтобы не попасть в глаза и нос.
 А теперь несколько слов о "Бабушкиных рецептах" от простуды. В настоящее время науке известно, что эффект от горчичников, банок, растираний не был доказан. А детям делать такие процедуры еще и опасно: невозможно определить, когда горчичники начинают обжигать кожу ребенка, а выделяемые горчицей летучие вещества могут вызвать приступ астмы. А вот горячая ножная ванна - очень даже эффективное средство. Если у ребенка нет температуры, пусть он сядет на стульчик и опустит ноги в тазик с теплой водой (40-42 градуса). При такой процедуре расширяются сосуды ног и уменьшается отек верхних дыхательных путей. Особенно эта процедура полезна при ложном крупе (ларингите). Продолжительность ее должна быть не более 15-20 минут, после чего ребенка нужно уложить в постель, надеть ему на ноги шерстяные носки и дать теплое питье.
 Если есть возможность, можно провести физиотерапевтические процедуры: кварц на подошвы ног, УВЧ на область носа.
 Чтобы предотвратить возникновение ОРВИ, необходимо заранее укреплять иммунитет ребенка. Кроме того, необходимо научить ребенка соблюдать правила гигиены: вернувшись из детского сада, с прогулки, первым делом направиться в ванну высморкаться и тщательно промыть нос кипяченой водой или продающимися в аптеке средствами.

КРАСНУХА

Краснуха - это острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом краснухи. Источником является больной или вирусоноситель. Выделение вируса из носоглотки начинается за 7-10 дней до начала высыпаний и продолжается в течение 2-3 недель от момента появления сыпи. Ребенок с врожденной краснухой считается источником инфекции в течение 12 месяцев от момента рождения, редко до двух лет. Восприимчивы к краснухе люди любого возраста, но чаще болеют дети дошкольного и младшего школьного возраста. После перенесенного заболевания вырабатывается стойкий иммунитет. Краснухой чаще заболевают в холодное время года.
 Инкубационный период краснухи составляет от 15 до 24 дней. За неделю до высыпания появляется увеличение шейных и затылочных лимфатических узлов, их болезненность. Сыпь появляется в 1 или 2 день болезни. Сначала высыпания возникают на лице и в течение дня распространяются на туловище и конечности, либо обнаруживаются на всех участках одновременно. Распространение сыпи происходит с почасовой этапностью. Сыпь более обильна на разгибательных поверхностях, спине, пояснице, ягодицах. Элементы сыпи держатся 2-3 дня, исчезая без пигментации и шелушения. Могут отмечаться катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей (насморк, кашель, конъюнктивит). Общее состояние ребенка страдает мало, температура тела поднимается до невысоких цифр, чаще 37,3 - 37,5.
 Течение и исход краснухи благоприятный. Осложнения характерны для детей старшего возраста и взрослых (энцефалиты, поражения суставов, тромбоцитопеническая пурпура).

 Противоэпидемический режим

  1. Больной с краснухой изолируется на 7 дней со дня появления сыпи.
  2. Помещение, где находится больной, ежедневно проветривают и делают влажную уборку. Дезинфекция не проводится.
  3. В случае регистрации очага инфекции в ДОУ или школе с момента выявления первого больного и до 21-го дня с момента выявления последнего больного в коллектив не принимаются дети, не болевшие краснухой и не привитые против нее. Эти лица наблюдаются специалистом 21 день.
  4. Все беременные при контакте обследуются на наличие антител против краснухи, так как вирус краснухи вызывает различные аномалии развития плода (поражение глаз, органов слуха, сердца).

 В период высыпаний рекомендуется постельный режим, даже при отсутствии повышенной температуры тела, поливитамины, аскорутин.
 Выписка в детское учреждение проводится при полном клиническом выздоровлении не ранее 7-го дня после появления высыпаний.

 Профилактика

 В настоящее время существуют вакцины против краснухи. Вакцинация проводится в 12-18 месяцев, а ревакцинация в 5-14 лет.

 Обратитесь к врачу, если у ребенка появились симптомы краснухи!

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.
 У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.
 Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.
 Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами, иголками, другими бытовыми режущими и острыми предметами, правилами снятия со стола кастрюль с горячей жидкостью и другим, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей.
 Взрослые привыкли относиться к травме ребенка как к непредвиденному случайному несчастью, в котором никто не виноват. Родители должны хорошо знать проблему детского травматизма, чтобы каждый из них мог решить, какие именно факторы от него зависят и своевременно устранять их.